Сфера жизнедеятельности и проблемы инвалидов
Тема: сфера жизнедеятельности и проблемы инвалидов.
Самообслуживание – это такие виды деятельности, которые обычно человек выполняет для поддержания своего здоровья и хорошего самочувствия. К ним относятся:
Умывание/купание;
Гигиена рта;
Уход за своей внешностью;
Одевание/раздевание;
Туалет;
Приготовление пищи;
Приём пищи;
Мобильность;
Пользование транспортом;
Шоппинг;
Обращение с деньгами;
Лекарствами;
Поддержание здоровья;
Техника безопасности.
Продуктивность – включает такие виды деятельности, которые отвечают целям общества, обеспечивают поддержку для себя и своей семьи через производство товаров и услуг, выполнение некоторых обязанностей.
В настоящее время к сфере продуктивности относятся следующие виды деятельности:
- Оплачиваемая работа;
- Добровольный труд;
- Образование;
- Работа по хозяйству;
- Родительские обязанности;
- Уход;
- Игра;
К продуктивности также относится активность, связанная с обеспечением людей продуктивной, деятельностью, например:
Изучение возможных вакансий;
Планирование ухода на пенсию;
Сфера продуктивности представляет особый интерес для оккупациональной терапии, так как человек с недееспособностью, как правило, занимается этим видом деятельности меньшее количество времени по сравнению с нормой, и меньше, чем он мог бы ими заниматься. В связи с этим возникают следующие проблемы:
- Исключение инвалидов из продуктивной деятельности в значительной степени связано с социальными установками;
Общество должно сыграть свою роль в гарантированными для всех людей равного доступа к продуктивным видам деятельности;
Продуктивная деятельность – это развивающийся процесс;
Создание специальных производств с рабочими местами для инвалидов, изолирует их от общества делает возможным эксплуатацию их труда и обычно связано с видами деятельности, не особенно ценными для общества.
Другие включают те виды деятельности, которые доставляют инвалиду удовольствие, веселят и развлекают его.
Примеры деятельности во время досуга:
Физкультура, спорт;
Художественное творчество;
Рукоделие;
Контакты с другими;
Уход за животными;
Хобби;
Клубы и группы;
Баня, сауна;
Посещение музеев, галерей;
Игры;
Развлечения.
В связи деятельностью во время досуга у инвалида могут возникнуть некоторые проблемы в зависимости от того:
- В какой степени эта деятельность интегрирована, принята в обществе. Порой наблюдается негативное отношение к инвалидам, которые тратят деньги на развлечения;
В какой степени досуг, инвалида ограничен финансовыми возможностями, транспортом и т.д., а не его дееспособностью;
Какие социальные связи имеет инвалид для участия в деятельности во время досуга;
В какой степени общественные формы досуга и развлечений распространяются на инвалидов, какие приспособления сделаны для облегчения доступа инвалидам к этим формам;
Были ли у инвалида возможности развивать навыки и способности, необходимые для деятельности на досуге и каков его потенциал для развития этих навыков с учётом применения приспособлений и модификаций. Современные тенденции направлены на разрешение возможностей для всех недееспособных;
Имеет ли он склонность к деятельности во время досуга, ухудшающей дееспособность. Это касается употребления алкоголя, наркотических средств и связанных с ними видов досуга.
Обследование продуктивной деятельности.
При обследовании продуктивной деятельности оккупационный терапевт определяет сильные и слабые стороны в его трудоспособности.
Обследование, как правило, включает оценку следующих факторов:
- Трудовые достяжения и опыт
;
Интересы и цели;
Професиональная подготовка;
Общение, трудовые навыки и способности;
Общие трудовые качества (например: добросовестность, коммуникабельность, пунктуальность);
Отношение к работе;
Физическая работоспособность;
Коллективные способности;
Связанные с работой факторы (например: возможности транспортировки и самообслуживания );
Необходимость модификации рабочего места.
Необходимая информация может быть получена несколькими способами:
- Опрос самого клиента, его работодателя и его коллег по работе;
Наблюдение за клиентом на его рабочем месте;
Оценка условий в которых выполняется работа;
Выполнение тестовых задач, отражающих характеристики трудовой деятельности.
В качестве примера методики обследования продуктивности может служить “Форма оценки продуктивности”.
|